Главная » Лист самооценки ВолгГМУ » 2.1 Наличие Программы по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни в ВУЗе.

130
 2.1 Наличие Программы по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни в ВУЗе.

Реализация Федерального закона и целевой долгосрочной программы по физической культуре и спорту в Волгоградском государственном медицинском университете началась с утверждения на всех этапах Целевой комплексной программы «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни студентов и профессорско-преподавательского состава Волгоградского государственного медицинского университета на 2016-2020 гг.». 

Отчеты о выполнении разделов программы ежегодно заслушиваются   на заседаниях Ректората, Координационного совета  и  совместных заседаниях кафедры физической культуры и здоровья и спортивного клуба.

http://www.volgmed.ru/ru/news/content/2017/07/8/6237/

http://www.volgmed.ru/uploads/files/2017-7/71127-otchyot_o_rabote_koordinacionnogo_soveta_po_ekologo-gigienicheskomu_vospitaniyu_i_ohrane_zdorovya_studentov_volggmu_za_2016_17_uchebnyj_god.pdf

 

Сегодня  перед руководством вузов стоит важная задача: научить студентов не только систематически придерживаться здорового образа жизни, организовывать и активно использовать средства оздоровления в системе научной организации труда с учётом будущей профессии, но и закреплять навыки деятельности, направленной, прежде всего,  на профилактику. Содержание работы различных структур высшего учебного заведения в этом направлении заключается в создании условий для расширения возможностей становления медико-профилактических компетенций у будущих специалистов  за счёт введения в структуру образования специальных подходов и методов, позволяющих эти компетенции сформировать.

На сегодняшний день встала необходимость обосновать эффективность внедрения форм организационного и методического контроля  и координации работы инфраструктурных подразделений вуза в деле формирования, охраны и оздоровления студентов. Исходя из обозначенных направлений этой деятельности в ВолгГМУ была создана  структура - Координационный Совет по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов, руководство которой возложено на профессорско-преподавательский актив, состоящий из лиц компетентных и заинтересованных в решении проблем студенческого здоровьесбережения. Координационный Совет обеспечивает решение задач:

1.  Организация мониторинга физического и функционального состояния студентов, их психофизиологического статуса.

2.  Проведение первичных углубленных и промежуточных медицинских обследований.

3.  Осуществление психофизиологического мониторинга (умственной работоспособности, состояния психоэмоциональной сферы и т.д.).

4.  Определение уровня и отслеживание динамики работоспособности, физического состояния и студентов.

5.  Формирование электронной базы полученных данных по годам обучения.

6.  Изучение условий и режима питания.

7.  Внедрение профилактических мер, оптимизирующих режим учебной и внеучебной  деятельности обучающихся.

8.   Организация мероприятий для жизнедеятельности, соотнесённых с требованиями учебного процесса и наиболее благоприятных для саморазвития, улучшения качества жизни и повышения уровня физического здоровья студентов.

9.  Внесение изменений в содержание образовательного процесса.

В ходе решения поставленных задач Координационный Совет по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья  вносит изменения в  деятельность инфраструктурных подразделений вуза, таких как:

-  здавпункт, комиссия по охране здоровья студентов;

- кафедра физической культуры и здоровья, спортивный клуб; 

- научная часть, студенческое научное общество; 

- центр дополнительного образования; 

- студенческий совет; 

- студенческий профком; 

- редакция местной газеты и вузовский информационный ресурс;

-  центр информационных технологий;

- кафедры  гуманитарного, медико-профилактического, естественно-научного и других профилей.

При поступлении в вуз каждый учащийся проходит медицинское обследование, собирается полный анамнез состояния его здоровья. В базу данных здравпункта вносятся все сведения об исходном физическом статусе студента, о текущем состоянии здоровья, а также ведётся учёт динамики изменений. В результате каждому обследованному присуждается группа здоровья и, исходя из сформированных групп, сотрудники здравпункта и преподаватели планируют индивидуальную оздоровительную программу обучающихся. Все имеющиеся данные заносятся в специально разработанный «паспорт здоровья студента», где контролируется заболеваемость, динамика физического и функционального состояния обучающихся. Такой паспорт ведется на протяжении всего обучения – до окончания вуза. Помимо этого, вуз осуществляет ежегодное флюорографическое обследование, прививочные кампании (против сезонного гриппа, гепатита А, кори и др.),  специалисты здравпункта ведут анализ и отслеживают динамику заболеваемости. По итогам медико-профилактических мероприятий составляется и утверждается план  системной оздоровительной работы.

Специальные знания в области здорового образа жизни обучающиеся получают на предусмотренных учебной программой занятиях: в теоретическом курсе (обязательные 20 лекций; 10-12 тем методико-практических; курс практических занятий), в дисциплине по выбору, элективном курсе.

Внеучебные формы проведения занятий физической культурой и оздоровлением подразумевают тренировки в спортивных секциях и группах, внутри-, вневузовские соревнования и массовые  мероприятия, оздоровительную деятельность в студенческих общежитиях, работу оздоровительно-спортивного лагеря.

В университете организуются ежегодные научно-практические конференции молодых ученых и студентов, где на секционных заседаниях заслушиваются доклады по различным аспектам охраны здоровья. По направлению профилактической медицины исследования организуют кафедры общей и клинической психологии, медицинской реабилитации и спортивной медицины,  общей гигиены и экологии.

Активную внеучебную деятельность проводит Студенческий Совет вуза: участие в форумах, проведение оздоровительных мероприятий в самых разных формах («Россия студенческая» - направление по организации спортивных мероприятий и др.), проведение    акций («Время быть здоровым», раздача листовок с информационными материалами о здоровом образе жизни, организация субботников, благотворительных акций, интерактивных занятий, где рассматриваются вопросы рационального режима дня, правильного питания, физической активности, обсуждаются проблемы курения и наркомании. Большое внимание уделяется работе молодёжных форумов («Селигер», «Волга» и др.), в рамках которых обсуждаются вопросы организации мероприятий по оздоровлению молодёжи, велопробеги, участие в «Днях бегуна», туристические поездки, лазертаги, массовые катания на коньках, волонтёрская деятельность.

Сотрудники кафедры психиатрии и наркологии регулярно устраивают тренинги и занятия по выработке необходимых форм поведения, по профилактике его девиантных форм и др. Кафедра общей и клинической психологии проводит социологические опросы студентов по вопросам удовлетворённости морально-психологическим климатом в вузе, проведением внеучебных мероприятий, работой по пропаганде здорового образа жизни, обеспечением студентов и преподавателей спортивными и досуговыми секциями, информированием об организации внеучебных мероприятий, работой студсовета, а также деятельностью руководства университета по улучшению качества самоуправления и развитию внеучебной активности студентов. Кафедра гигиены на основе опросов и научных исследований  ведет мониторинг по оценке рисковых форм поведения в образе жизни учащейся молодежи, выявляет проблемы  в сферах жилищно-бытовых условий, режима дня, питания, здоровья,  наличия вредных привычек,  состояния  трудовой занятости и образа жизни молодёжи, объективные  гигиенические показатели, характеризующие условия обучения на университетских  базах.

 Руководством Координационного Совета оказывается помощь в реализации программы «Безбарьерная среда для инвалидов», обеспечивая работу по построению пандусов,  специализированного оснащения мест занятий, приёма пищи и отдыха, меры помощи для слабовидящих и слабослышащих и т.д.

Руководством вуза уделяется большое внимание вопросам поощрения лучших студентов-спортсменов за активное участие в спортивной жизни: вручение ценных призов, поощрительные экскурсионные туры, посещение аквапарков, прогулки на теплоходах и др.

На протяжении нескольких лет на федеральном уровне проводятся самые различные конкурсы, в частности, «Вуз здорового образа жизни» Министерства образования и науки, а также вузов отраслевого подчинения. Участие в подобных конкурсах – важный ресурс в деле объединения всех участников образовательного процесса для развития здоровьесберегающей инфраструктуры вуза.

Нельзя не отметить, что значимым фактором в организации работы по здравоохранительной деятельности студентов являются внутривузовские межкафедральные связи. Межкафедральное взаимодействие, интеграция междисциплинарных знаний об организме человека предопределяет изменение устоявшихся подходов к освоению медицинской специальности. Еще на уровне додипломной подготовки студенты должны точно осознавать, что основой их будущей профессии должны быть знания основ ведения культуры здорового образа жизни,  в сфере первичной профилактики [1].

Результатами работы Координационного Совета за последние 10 лет можно считать:

- увеличение публикационной активности студентов и сотрудников вуза по тематике здоровьесбережения;

- организация новых направлений в деятельности структурных подразделений Координационного Совета (открытие кабинета психологической помощи, расширение спектра исследований по гигиеническим аспектам обучения и жизнедеятельности студентов, социологических опросов и др.);

- проведение «круглых столов», обмен опытом;

- оптимизация работы со студентами с ослабленным здоровьем, инвалидами;

- внедрение профилактических мер, способствующих рационализации различных аспектов здоровья  и учебной деятельности обучающихся и мн. другое.

 

 

 

Скачать: Целевая комплекная программа 2016-2020 гг.

Скачать: положение о КС

Скачать: ЦКП Решение ректората